Робототехника профессия – Профессия Робототехник — Описание профессии. Информация для поступления. Профильные ВУЗы Украины

Home  /   Робототехника профессия – Профессия Робототехник — Описание профессии. Информация для поступления. Профильные ВУЗы Украины

Содержание

Профессия робототехник: где учиться, зарплата, карьера

Робототехник (Чешск. robot, от robota — подневольный труд и rob — раб) — специалист по разработке роботов и их обслуживанию. 
Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, черчение и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Робототехника (роботехника) – это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС). Ещё одно название – роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением. Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью. Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.

Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.

Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.

Робототехника находится в родстве с мехатроникой.

Мехатроника – это дисциплина, посвящённая созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот.

К мехатронике относятся заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника и пр. Иными словами, приборы и системы, предназначенные для выполнения какой-то конкретной задачи. Например, задача офисного принтера – печать документов.

А что такое робот по своей сути?

Как видно из самого названия, робот изначально представлялся как подобие человека. Но прагматизм берёт верх. И чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.

Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами – движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр.
(См. ролик внизу страницы.)

С другой стороны, некоторые роботы специально рассчитаны на душевный отклик людей. Например, роботы-собаки скрашивают жизнь людям, у которых нет времени на настоящую собаку. А плюшевые «младенцы» облегчают депрессию.

Не за горами то время, когда среди прочей бытовой техники у нас появятся роботы, помогающие по хозяйству. Лично я предпочла бы слугу в виде улыбчивого пластикового кокона на колёсах. Но кому-то наверняка захочется, чтобы их роботы-мажордомы были как настоящие люди. В этом направлении уже сделаны потрясающие успехи.

Создание робота –  это то, чем занимается робототехник. Точнее, инженер-робототехник. Он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа – не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде.

Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.

В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование. Но, как подсказывают фантасты, со временем для изготовления роботов будут широко использовать био- и нанотехнологи. В результате получится киборг, т.е. кибернетический организм – что-то среднее между живым человеком и роботом. Чтобы не слишком радоваться по этому поводу, можно посмотреть фильм «Терминатор», любую его часть.

Начало истории роботов

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»). Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».

Но видимо, одним из первых робототехников в истории человечества можно считать арабского изобретателя Аль-Джазари, жившего в XII веке. Остались свидетельства, что он создал механических музыкантов, которые развлекали публику, играя на арфе, флейте и бубнах. Леонардо да Винчи, живший в XV–XVI веках, оставил после себя чертежи механического рыцаря, способного двигать руками и ногами, открывать забрало своего шлема.  Но эти выдающиеся изобретатели вряд ли могли представить, каких вершин достигнут технологии через несколько столетий.

Рабочее место

Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики.  Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.

Оплата труда

Важные качества

Профессия робототехник предполагает интерес к точным наукам и инженерному делу, аналитический склад ума, хорошо структурированное мышление в сочетании с богатым воображением.

Знания и навыки

По существу, робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем. Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.

Видео: 8 роботов-животных, которых вам стоит увидеть

www.profguide.io

Куда пойти учиться на робототехника? – The Robot

В детстве всегда привлекали роботы. Хотел научиться делать их сам. Но специальности робототехники в городе не было. Решил поступить в университет на специальность радиофизика и электроника (так она так называлась). Подумал, что научившись работать с электронными компонентами смогу делать роботов.

Так получилось, что на одной из кафедр начинали работать над мобильным манипулятором (маленький 3-х звенный манипулятор, установленный на гусеничную платформу). Над управлением платформой уже работали. Но были нужны студенты, которые займутся его управлением. Одним из них стал я. И в итоге защитил диплом по тематике разработки алгоритма управления манипулятором.

Так как я поступил на физический факультет, то в большей степени нам преподавали теорию. Есть и прикладные специальности, например, радиотехника и инфокоммуникационные технологии. Без общей физики, мат анализа, дифференциальных уравнений не обошлось. Иначе бы не поняли оставшийся материал. Изучал аналоговую и цифровую электронику, теорию цепей и сигналов.

На нашем факультете программирование воспринимается как способ решать задачи моделирования различных радиофизических процессов. И, исходя из этого, нас учили не самому программированию, не искусству написания программ, а через программирование объяснили суть и механизмы процессов. И занимались мы этим на Turbo Pascal. Требовали от нас не красивого кода и быстро работающей программы, а верного вывода данных для любых начальных условий. Изучали объектно-ориентированное программирование на Delphi, но на нем тоже преподавали основную суть. Так же были и более специфичные среды для моделирования (Mathcad, Matlab). Был курс программирования микроконтроллеров на ассемблере.

Я считаю что для этой специальности таких курсов вполне достаточно. Самое важное, что изучался не определенный язык программирования, а принцип, как заставить компьютер выполнить необходимые действия. И это очень помогло мне в дальнейшем изучить почти самостоятельно С для программирования микроконтроллеров AVR и C# для создания программы управления с графическим интерфейсом. Конечно, уровень, на котором изучил языки чисто любительский, но для решения задач хватает.

На кафедре, на которой я учился (сейчас она называется Инфокоммуникационные технологии), если у студента была идея то ее обязательно продвигали. Потому что намного приятнее заниматься тем, что интересно. Так что свои проекты очень поощрялись. Особенно, если проект был интересный и полезный не только для студента.

Я занимался алгоритмом управления манипуляторов. Задача состояла в том, чтобы решить обратную задачу кинематики для конкретной модели, которая была на кафедре, и реализовать его на микроконтроллере (микроконтроллер нужен для управления сервоприводами, которые вращают звенья манипулятора). В итоге получил робота, которым можно было управлять вручную через установленное на компьютере ПО или с помощью клавиатуры, геймпада, сенсорный экрана и leap motion — устройства, которое определяет положение ладони человека над собой. Реализовал автономные режимы: от банального перекладывания предметов, как конвейерный робот, до рисования букв и слов.

Преподают в университете хорошо. Преподаватели знают свой предмет, умеют рассказать и объяснить его студенту. Все, чего хотел от учебы, я получил. И сбылась моя мечтал сделать робота, хоть он пока что недостаточно умный.

После окончания университета я не стал работать в робототехнике, потому что в Ярославле нет работы в этой сфере (кроме образования), а переезжать не хотелось.

the-robot.ru

Робототехник — Технические профессии

Робототехник – специалист по разработке роботов и их обслуживанию.

Робототехника (роботехника) – это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС).
Ещё одно название – роботостроение. Так называют процесс создания роботов, по аналогии с машиностроением.
Роботы особенно нужны там, где человеку работать слишком тяжело или опасно, и там, где каждое действие должно выполняться с нечеловеческой точностью.
Например, робот может взять пробы грунта на Марсе, обезвредить взрывное устройство или провести точную сборку прибора.

Конечно, для каждого вида работы нужен специальный робот. Роботов-универсалов пока не существует. Всю робототехнику можно разделить на промышленную, строительную, авиационную, космическую, подводную, военную. Кроме этого существуют роботы-помощники, роботы для игр и т.д.
Робот может работать по заранее разработанной программе либо под управлением оператора. Роботов с самостоятельным мышлением и мотивацией, со своим эмоциональным миром и мировоззрением пока тоже нет. Оно и к лучшему.

Робототехника находится в родстве с мехатроникой.
Мехатроника – это дисциплина, посвящённая созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот.

К мехатронике относятся заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника и пр. Иными словами, приборы и системы, предназначенные для выполнения какой-то конкретной задачи. Например, задача офисного принтера – печать документов.

А что такое робот по своей сути?
Как видно из самого названия, робот изначально представлялся как подобие человека. Но прагматизм берёт верх. И чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.

Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами – движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр.
(См. ролик внизу страницы.)

С другой стороны, некоторые роботы специально рассчитаны на душевный отклик людей. Например, роботы-собаки скрашивают жизнь людям, у которых нет времени на настоящую собаку. А плюшевые «младенцы» облегчают депрессию.

Не за горами то время, когда среди прочей бытовой техники у нас появятся роботы, помогающие по хозяйству. Лично я предпочла бы слугу в виде улыбчивого пластикового кокона на колёсах. Но кому-то наверняка захочется, чтобы их роботы-мажордомы были как настоящие люди. В этом направлении уже сделаны потрясающие успехи.

Создание робота –  это то, чем занимается робототехник. Точнее, инженер-робототехник. Он исходит из того, какие задачи робот будет решать, продумывает механику, электронную часть, программирует его действия. Такая работа – не для одиночки-изобретателя, инженеры-робототехники работают в команде.

Но робота нужно не только изобрести и разработать. Его нужно обслуживать: управлять работой, следить за «самочувствием» и ремонтировать. Этим также занимается робототехник, но специализирующийся на обслуживании.

В основе современной робототехники находятся механика, электроника и программирование.
Но, как подсказывают фантасты, со временем для изготовления роботов будут широко использовать био- и нанотехнологи. В результате получится киборг, т.е. кибернетический организм – что-то среднее между живым человеком и роботом. Чтобы не слишком радоваться по этому поводу, можно посмотреть фильм «Терминатор», любую его часть.

Начало истории роботов

Слово «робот» придумал Карел Чапек в 1920 г. и использовал его в своей пьесе «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»).
Позже, в 1941 г., Айзек Азимов использовал слово «робототехника» в научно-фантастическом рассказе «Лжец».

Но видимо, одним из первых робототехников в истории человечества можно считать арабского изобретателя Аль-Джазари, жившего в XII веке.
Остались свидетельства, что он создал механических музыкантов, которые развлекали публику, играя на арфе, флейте и бубнах.
Леонардо да Винчи, живший в XV–XVI веках, оставил после себя чертежи механического рыцаря, способного двигать руками и ногами, открывать забрало своего шлема. 
Но эти выдающиеся изобретатели вряд ли могли представить, каких вершин достигнут технологии через несколько столетий.

Робототехники работают в конструкторских бюро авиации и космонавтики.  Например, в НПО им. С.А.Лавочкина. В научно-исследовательских центрах разной направленности (космос, медицина, нефтедобыча и пр.). В компаниях, специализирующихся на роботостроении.

 По существу, робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице.
Ему необходимо знание механики, программирования, теории автоматического управления, теории проектирования автоматических систем.
Очень важны навыки конструирования, умение работать руками, например, пользоваться паяльником.

xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai

Стоит ли учиться на робототехника: 7 актуальных профессий отрасли

Будущие выпускники робототехнических вузов часто задумываются,  что будет, когда двери учебного заведения для них закроются. Есть вы вообще смысл работать за маленькую зарплату в лаборатории какого-нибудь университета? Сегодня нельзя точно сказать, сможете ли вы найти достойную работу после окончания учебы. Иногда работать в вузе – это один из самых правильных вариантов. Но есть и другие интересные профессии.

Кто такой робототехник? Он одновременно является инженером, программистом и кибернетиком в одном лице.

Инженер может быть занят на любом производстве с различными станками отечественных и зарубежных компаний. Программист является специалистом, которому под силу  написание практически любой  программы. Сегодня эти мастера имеют очень хороший уровень доходов, независимо от города проживания.

Кибернетика является наукой об управлении, в  которой активно применяется моделирование. Кибернетик имеет очень высокий уровень  теоретической подкованности, занимается  проектированием, разрабатывает любые управляющие процессы и системы.

 

Это все в общем, а если  углубиться более конкретно, то можно выделить такие востребованные профессии на рынке.

 

1. Инженер-электроник

Занимается процессами технической эксплуатации, налаживает функционирование электронного оборудования. Также в обязанности специалиста входит создавать будущие и текущие планы и графики работы,  по технической части обслуживать  и ремонтировать оборудование. Также специалист  готовит к эксплуатации электронно-вычислительные машины, с  технической стороны  осматривает определенные устройства и узлы. Одновременно в его обязанности входит контроль  параметров и надежности электронных элементов оборудования.


 

2. Сервисный инженер по робототехнике

Занимается монтажом, запуском, диагностикой оборудования. Проводит техническое обслуживание, ремонт оборудования в  оперативных и  гарантийных случаях. Оказывает техническую поддержку, консультирует клиентов, проводит технические семинары и обучает клиентов.


 

3. Педагог по направлению «Робототехника»

Обучение может производиться в рамках школьной программы, а также в вузах. Такой специалист может преподавать на  подготовительных курсах, проводить занятия с продвинутыми детьми по предмету, преподавать на дополнительных курсах  по направлению «Робототехника».


 

4. Электротехник

Специалист по электронным приборам осуществляет сложные процессы, связанные с генерированием, усилением, преобразованием, измерением и формированием электрических сигналов, обеспечивает проведение логических операций, а также прочих процессов. Электротехник должен быть универсальным, действовать быстро и  точно. Чтобы разрабатывать   электроаппараты, необходимо владеть  знаниями в области математики, физики, химии.


 

5. Разработчик приложений для телефонов

Программисты смартфонов сегодня редко оказываются без работы. Спрос на мобильные  обязует создавать все больше новых программных решений. Поэтому не удивительно, что вакансию программистов мобильных приложений нередко можно встретить на сайтах по поиску работы. Для программистов  приложений, которые работают с iPhone, смартфонами, телефонами, есть рабочие места в больших компаниях и на удаленной основе.


 

6. Программист по робототехнике

Специалист занимается автоматизацией робототехнических действий, работает на конвейерах  и линиях по сборке. Также  осуществляет  пуско-наладочные работы,  эксплуатирует робототехнику и АСУТП,  разрабатывает ПО  для робототехники и ПЛК. Кроме того, специалист занимается конфигурацией  оборудования в момент  запуска автоматизированных объектов. Программист по робототехнике  сопровождает  производство, сервисное обслуживание роботов.


 

7.  Специалист по 3D

Наиболее востребованные профессии — визуализатор и модельер.  Первый  является специалистом высокого класса в сфере трехмерной графики. Сегодня  визуализаторы чаще всего занимаются архитектурно-строительными проектами, принимают участие в процессе  архитектурной 3D-визуализации. Архитектурные  визуализаторы  создают экстерьеры и интерьеры зданий, которые проектируют. В итоге визуализатор  должен представить готовую картинку. Профессия 3D-модельера становится все более привлекательной  для творческих людей. Часто ею интересуются художники, архитекторы и скульпторы.

 

Автор: Тамара Артеменко, RoboHunter

robo-hunter.com

Профессии будущего. Почему важно разбираться в технологиях и робототехнике с детства

“Роботовед” заглянул в обозримое будущее и сделал предположения о востребованных профессиях. Рассказываем о том, как технологии изменят рынок труда, какие сотрудники останутся незаменимыми и как образовательная робототехника помогает вырастить такие кадры.

Традиционные профессии в опасности

В январском докладе Глобального института McKinsey (MGI) под названием “Будущее работы: автоматизация, занятость и продуктивность” выдвинуто предположение о том, что половина сегодняшнего труда будет автоматизирована уже у 2055 году.

Информационная записка MGI “Технологии, труд и будущее работы”, подготовленная к декабрьскому Глобальному форуму в Ватикане, также провозглашает стремительно наступающую автоматизацию. Исследования подтверждают, что частичная автоматизация окажет влияние практически на все рабочие места. Изменится наше представление не только о низкоквалифицированной работе, но и о профессиях ландшафтных дизайнеров, зубных техников, модельеров, страховых и торговых агентов и даже крупных управленцев. Около 60% профессий как минимум на треть состоят из обязанностей, которые можно автоматизировать уже сегодня — это около 1,1 млрд рабочих мест.

Все больше людей на работе будут иметь дело с техникой. И если высококвалифицированные кадры от этого только выиграют, рабочим низкой квалификации придется бороться за места. Однако, если безработных окажется слишком много, может произойти удешевление труда и динамика всеобщей автоматизации снизится.

Прогресс, который на первый взгляд должен облегчить человеческое существование, на самом деле угрожает безработицей и снижением доходов. Подливают масла в огонь СМИ, которые регулярно отчитываются о роботах-юристах, журналистах, врачах и учителях. Казалось бы даже самые интеллектуальные профессии стоят на пороге полной автоматизации. Так например, АСИ помечает профессии юрисконсульта, аналитика, журналиста и др. как “устаревающие”.

Уже сегодня опрос работодателей McKinsey показывает, что 40% работодателей отмечают недостаточное образование выпускников. Работодатели сетуют на недостаточные знания соискателей в STEM (S — science (естественные науки), T — technology (технологии), E — engineering (инженерия), M — mathematics (математика)) и слабые soft skills: общение, работа в команде, пунктуальность.

«К слову, сегодня многие прогрессивные западные компании проводят тренинги, обучение персонала и даже стратегические сессии, используя старые добрые конструкторы LEGO, а ряд крупных компаний используют их на собеседовании во время приема на работу. Ведь даже элементарные навыки конструирования могут многое рассказать о человеке, его мировоззрении, стиле мышления и потенциале», — отмечает Анна Чепик, руководитель детского центра развития «Чудо-Школа Умница».

Будущее в руках маленьких инженеров

Чтобы помочь детям стать востребованными, необходимо как можно раньше вовлекать их в науку и сферу высоких технологий. К  счастью, долнительное образование в России уверенно берет курс на направление STEM.

Ольга Алехина, управляющий директор центра дополнительного образования “КрашПро” говорит: “Мы видим неотвратимость процесса «роботизации» нашей жизни.  Умная техника дома, автоответчики в банках, роботы-манипуляторы на заводах. Роботы уже часть нашей жизни, и это только начало! По моему мнению, новые профессии, в основе которых будет лежать робототехника, будут появляться каждый год. Главная задача для нас – это дать ребятам навыки, которые станут основой любой профессии”.

По-настоящему востребованные специалисты будут с высокими технологиями “на ты”.

“Как правило, специалисты будущего – это универсалы, которые обладают навыками из смежных направлений. Например, чтобы стать проектировщиком роботов, в детстве надо изучать робототехнику, уметь программировать и понимать основы информатики, нарабатывать навыки работы с 3D-моделями”, — продолжает Ольга Алехина.

Бытует мнение, что “технари” с трудом осваивают те самые soft skills — им тяжело работать в команде, общаться с коллегами из других сфер деятельности. Может ли воплотиться в жизнь представление о разносторонних профессионалах? Елена Первухина, детский и семейный психолог утверждает, что образ замкнутого “технаря” — шаблон, мало имеющий с реальностью. “Все зависит от темперамента, а это врожденная характеристика. А занятия робототехникой, действительно, формируют и навыки программирования и коммуникативные”.

В погоне за светлым будущим важно не переусердствовать.

“Важно не перегружать ребенка занятиями и чередовать умственную активность и отдых. И конечно обращать внимание на состояние ребенка, спрашивать его мнение, интересно ли ему конкретное занятие и не идти на поводу у собственных амбиций — вырастить новое поколение”, — предостерегает Елена Первухина.

Не все профессии может заменить автоматизация. Вот некоторые из них:

  • Предприниматели (бизнесмены). Развить предпринимательские способности помогут в робототехнических кружках. Системный и проектный подход, навыки к которым дают занятия робототехникой помогут лучше систематизировать знания и в любом деле работать на результат.
  • Операторы/менеджеры. Во много каждый человек станет оператором робототехники. Проектный подход и знание принципов работы электронных машин могут обеспечить ребенка в будущем как отдельной профессией “оператор робототехнических систем”.
  • Инженеры. С развитием и удешевлением робототехники специалисты прогнозируют появление таких профессий, как инженеры медицинских, домашних и других специальных роботов, архитектор интеллектуальных систем управления, проектировщик транспортных систем и т.д.

В то время как технологии уничтожают одни рабочие места, они создают новые в отраслях, которые большинство из нас не может даже представить. Так, треть новых рабочих мест, созданных в Соединенных Штатах за последние 25 лет были не существовали ранее в областях ИТ-разработок, производства оборудования, создания приложений и управления ИТ-системами. В 2011 году исследование парижского офиса McKinsey обнаружило, что Интернет уничтожил 500 000 рабочих мест во Франции за последние 15 лет, но в то же время было создано 1,2 миллиона других.

robotoved.ru

что это такое? Основы мехатроники. Мехатроника и робототехника (специальность): кем работать?

ХХ век был очень плодотворным на возникновение новых наук, одной из которых является мехатроника. Кем работать после освоения данной дисциплины? Что она представляет собой и чем занимается? Насколько она важна в современной жизни? Какие она открывает нам перспективы? Кем работают люди, которые изучают данную дисциплину в университетах и самостоятельно? Вот неполный список вопросов, на которые будет дан ответ в статье.

Что такое мехатроника?

Данный термин был получен при соединении слов «механика» и «электроника». Впервые он был применён в 1969 году. На данный момент времени мехатроника – это наука, которая посвящена созданию и целенаправленной эксплуатации машин и систем, движение которых определяется электронно-вычислительной техникой. Она базируется на знаниях механики, микропроцессорной техники, информатики, электроники и компьютерном управлении движения агрегатов и машин. Изучить основы мехатроники можно при желании, поскольку научно-образовательной литературы по этому направлению достаточно. Для большего придётся приложить значительные усилия, чтобы найти необходимый материал. Хотя можно, теоретически, и самому додуматься, что представляет собой мехатроника. Что это такое мы уже выяснили, давайте перейдём к отдельным аспектам.

Связь с робототехникой

Очень часто их можно встретить вместе. Почему так? Дело в том, что робототехника – это самое перспективное направление мехатроники, которое может развиваться исключительно в её рамках. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что сейчас мехатроника занимается автомобильной, авиационной, космической, бытовой, медицинской и спортивной техникой. Но чтобы изготавливать предметы этого типа существуют отдельные специальности. И специально, чтобы акцентировать внимание на том, что студенты будут заниматься проектированием роботов, станков с численно-программным управлением и подобных устройств, а также их созданием, направление подготовки и называется «мехатроника и робототехника».

Общее описание практической составляющей

Что нам даёт мехатроника? Что это такое с точки зрения практики создания? Давайте рассмотрим общую схему построения машин, которые имеют компьютерное управление и ориентированы на то, чтобы автоматизировать производственные и бытовые задачи. Внешней средой для них является технологическое окружение, с которым будет происходить взаимодействие. Когда мехатронная система выполняет свои функции, то это происходит благодаря рабочим органам. Следует отметить, что данное научное направление является довольно молодым, в нём много неточностей и расплывчатых формулировок даже в научной литературе, поэтому со временем некоторые теоретические принципы могут поменяться. Мехатронные системы формируются из трех частей, которые связаны между собой информационными и энергетическими потоками:

  1. Электромеханической. Сюда относят механические звенья, передачи, электродвигатели, сенсоры, рабочий орган, дополнительные электротехнические элементы, сенсоры. Все составляющие применяются для того, чтобы обеспечить необходимые движения. Особую важность для корректного выполнения поставленных задач имеют сенсоры. Они собирают данные про состояние объекта работ и внешней среды, непосредственно мехатронного устройства и его составляющих.
  2. Электронный. Сюда относят микроэлектронные устройства, силовые преобразователи и измерительные цепи.
  3. Компьютерной. Сюда относятся микроконтроллеры и электронно-вычислительные машины высшего уровня.

Основные функции мехатронных систем

На данный момент времени их выделяют 4:

  1. Управление процессом механического движения в режиме реального времени с одновременной обработкой информации, что поступают с их сенсоров.
  2. Соорганизация своих действий с внешними источниками влияния.
  3. Взаимодействие с человеком посредством специального интерфейса в автономном режиме или в реальном времени.
  4. Организация обмена данными между сенсорами, периферийными устройствами и другими составляющими элементами системы.

Задача мехатроники

Они должна решать проблему преобразования входной информации, что поступает с верхнего уровня управления в необходимые механические движения. При этом, как правило, используется принцип обратной связи. В проектировании эта задача выражается в том, что происходит интеграция в один функциональный модуль нескольких элементов, что имеют разную природу – в этом специфичность, которую имеет мехатроника. Специальность людей, которые занимаются выполнением данных целей может быть самой разной. В идеале при предоставлении планируемой информации будет получаться желаемый результат. Помочь в этой аппаратной составляющей должно программное обеспечение.

Преимущество мехатронного подхода при решении реальных задач

Сравнение будет проводиться с традиционными средствами автоматизации:

  1. Относительно низкая стоимость систем, что достигается благодаря значительной интеграции, стандартизации и унификации всех составляющих интерфейсов и элементов.
  2. Возможность реализации точных и сложных движений благодаря методам интеллектуального управления.
  3. Высокий уровень надежности, долговечности и помехозащищенности.
  4. Компактность используемых модулей, что позволяет обходиться меньшей площадью. Также их можно относительно легко совмещать для достижения возможности выполнения конкретных задач.
  5. Благодаря упрощению кинематических цепей машины обладают хорошими динамическими и массогабаритными характеристиками.

Вот благодаря чему развивается мехатроника и робототехника. Специальность в данном случае позволяет получить уже отобранные и готовые у изучению данные, тогда как при самообразовании придётся всё искать самому.

Примеры мехатроники в реальной жизни

Где можно найти подобные системы около нас? Для этого предлагаю взглянуть на такие области людской деятельности:

  1. Станкостроение и изготовление оборудования для проведения автоматизации технологических процессов.
  2. Робототехника.
  3. Военная, космическая и авиационная техника.
  4. Автомобилестроение (так, мехатронными системами является стабилизация движения, автоматическая парковка и подобные разработки).
  5. Различные нестандартные средства передвижения и транспортировки (электророллеры, грузовые тележки, инвалидные коляски, электровелосипеды).
  6. Контрольно-измерительные машины и устройства.
  7. Офисная техника (факсимильные и копировальные аппараты).
  8. Медицинское оборудование (реанимационное, реабилитационное, клиническое).
  9. Бытовая техника (швейные, посудомоечные, стиральные и иные машины подобного типа).
  10. Тренажеры для подготовки операторов, водителей, пилотов.
  11. Системы светового и звукового оформления.
  12. Микромашины (активно применяются в медицине, биотехнологиях, средствах телекоммуникации).

Продолжать этот список можно ещё очень долго.

Высшее образование: мехатроника и робототехника

Вузы предлагают возможность обучения широкому спектру профессиональных умений. Этот список может быть очень длинным, но постараемся сделать его как можно короче:

  1. Проводить оценку актуальности, перспективности и значимости проектов.
  2. Разрабатывать информационные, электромеханические, электрогидравлические, электронные и микропроцессорные макеты модулей систем.
  3. Создавать программное обеспечение, чтобы при необходимости осуществлять управление мехатронными приборами.
  4. Составлять проектные документы, в которых будет описываться конструкция и процесс изготовления отдельных деталей.
  5. Контролировать разработки на предмет соответствия стандартам.
  6. Изготавливать, собирать и испытывать проектируемую технику.
  7. Составлять патентные и лицензионные паспорта.
  8. Делать модернизацию и отладку мехатронных систем.
  9. Подготавливают инструкцию по использованию устройства.

Вот что может предоставить своим студентам любой лицензированный министерством образования факультет мехатроники и робототехники. Их мало, в основном существуют отдельные кафедры, но и на них можно получить необходимое образование.

Самореализация человека, которому известна мехатроника и робототехника: кем работать?

Где можно будет трудоустроиться после получения образования? Специалисты данного профиля создают и конструируют робототехнические системы промышленного и бытового использования. Также они могут разрабатывать программное обеспечение, чтобы обеспечить управление ими и удобную эксплуатациею. После получения образования обычно начинают работать на должности помощников конструкторов, программистов и техников, хотя перспективы дальнейшего места работы очень широкие, ведь облегчение труда человека и улучшение его результата – вот конечная задача, которую имеет мехатроника. Что это такое, мы уже изучили. И напоследок хотим сообщить, что потенциально можно будет заниматься одним из таких видов деятельности:

  1. Научно-исследовательской.
  2. Проектно-конструкторской.
  3. Эксплуатационной.
  4. Организационно-управленческой.

Особенностью данной специальности является то, что ощущается значительная нехватка кадров. Поэтому не редкостью являются факты трудоустройства даже самоучек, которые смогли продемонстрировать значительный уровень умений и практических навыков.

Заключение

Все профессии важны, все они нужны. Не преувеличивая, можно сказать, что описанная нами — одна из специальностей будущего. Спрос на работников умственного труда такого профиля постоянно растёт. Этот факт, а также хороший уровень денежного обеспечения позволяет говорить нам о том, что в это направление станет значительно популярней в ближайших десятилетиях. Возможно, что специальности юристов, экономистов и управленцев отойдут на задний план, и вперёд выйдет мехатроника. Что это такое, мы уже знаем, а с пониманием важности данной научной дисциплины будет приходить и согласие с данными словами.

fb.ru

Профессия: робототехник. Вузы Украины, в которых учат собирать роботов

«Хочу быть робототехником!» – когда-то об этом мог мечтать разве что персонаж фантастического романа. А сегодня реальные люди способны овладеть подобной профессией. Главное – найти подходящее учебное заведение. 

Представляем вашему вниманию список украинских вузов, в которых учат собирать роботов. 

 

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

(НТУ КПИ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 3.

Место в топ-200 вузов Украины: 1.

Город: Киев  

Это старинное учебное заведение, которое может похвастать не только богатой историей, но и отличными образовательными программами. Здесь преподают множество технических дисциплин – от авиатехники до биоинженерии. Что касается робототехники, то ей обучают на Кафедре технической кибернетики (КТК). Университет участвует во многих международных проектах – NoGAP, ERASMUS+ и др.  


Национальный авиационный университет

(НАУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 14-15.

Место в топ-200 вузов Украины: 19.

Город: Киев

Хоть название и намекает, на самом деле в данном университете преподают широкий спектр дисциплин, включая гуманитарные. Будущим робототехникам здесь нужна Кафедра компьютеризированных электротехнических систем и технологий.


Кировоградский национальный технический университет

(КНТУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 110-111.

Место в топ-200 вузов Украины: 57.

Город: Кропивницкий (бывший Кировоград) 

У этого университета имеются широкие международные связи с учебными и научными центрами разных стран, в том числе из России, Швейцарии, Франции, Германии, Кубы и др. Также лекции здесь часто читают представители Корпуса мира США. В КНТУ действует отдельный факультет робототехники. Официальное его название – Факультет автоматики и энергетики. 


Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

(ВНУ им. В. Даля)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 31

Место в топ-200 вузов Украины: 37

Город: Северодонецк (Луганская область)

Здесь действует мощный Факультет инженерии. Там преподают все – от основ конструирования заводских станков до тонкостей создания роботизированных систем. Также стоит отметить, что ВНУ им. В. Даля входит в состав многих международных научных и университетских ассоциаций, включая European University Association, The Association of the Carpathian Region Universities, International Association of Universities.


Донецкий национальный технический университет

(ДонНТУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 19

Место в топ-200 вузов Украины: 23

Город: Покровск (бывший Красноармейск, Донецкая область)

Считается одним из крупнейших технических университетов страны. Вуз обладает мощной преподавательской базой, а также сотрудничает со многими международными проектами. Робототехнику можно изучить на Факультете компьютерных наук и технологий.   


Криворожский национальный университет

(КНУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 73

Место в топ-200 вузов Украины: 100

Город: Кривой рог (Днепропетровская область)

В университете преподают исключительно технические науки. Всего здесь насчитывается 9 факультетов. Основы робототехники можно изучить на Факультете информационных технологий.


Одесский национальный политехнический университет

(ОНПУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 23

Место в топ-200 вузов Украины: 26

Город: Одесса

Университет предлагает своим студентам широкий выбор дисциплин. Здесь преподают почти все – физику, химию, фармацевтику, иностранные языки и т. д. Интересующимся робототехникой следует обратить внимание на подразделение, которое называется Институт компьютерных систем.


Национальный университет «Львовская политехника»

(НУЛП)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 6

Место в топ-200 вузов Украины: 5

Город: Львов

Один из старейших и авторитетнейших украинских вузов. Наравне с КПИ, НАУ, ВНУ им. В. Даля играет важную роль в научной жизни страны. Здесь преподают как технические, так и гуманитарные дисциплины. Центром робототехники НУЛП является Институт компьютерных технологий, автоматики и метрологии.  


Луцкий национальный технический университет

(ЛНТУ)

Место в общем рейтинге вузов Украины: 85

Место в топ-200 вузов Украины: 75

Город: Луцк

В отличие от «Львовской политехники» ЛНТУ считается одним из самых молодых вузов Украины.  Всего он включает в себя 8 факультетов. Кафедра робототехники (точнее, здесь она называется Кафедрой автоматизации и компьютерно-интегрированных технологий) сосредоточена на Технологическом факультете. 

    

robo-hunter.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о