Лучшие усилители звука 80 годов – Винтажные усилители и их место в современном аудио / Stereo.ru

Содержание

Винтажные усилители и их место в современном аудио / Stereo.ru

Давайте попробуем разобраться с этой теорией. Тут есть доля правды — на вышеуказанный промежуток времени пришелся самый рассвет индустрии звука. Достигли совершенства проигрыватели и корректоры для воспроизведения винила, устройства магнитной записи, появились цифровые источники, выпускалось очень много моделей действительно качественных усилителей мощности. Все так, но есть нюансы:)

Официального разделения аппаратуры на Hi-Fi и High End в то время не было, однако фактически существовали как бюджетные компоненты, так и очень дорогие. Если не брать в расчет самые бюджетные и самые эксклюзивные модели, и как-то выделить условный средний класс, то разброс цен все равно впечатляет: 300–2500$ за компонент. А если учесть, что 2500$ в середине 80-х — это просто огромные деньги, то становится понятно, что с тех пор ничего не изменилось — качественный звук как стоил дорого тогда, так стоит дорого и сейчас.

С появлением интернет-аукционов подержанная техника японского и европейского производства огромным потоком хлынула на поиск новых владельцев, причем значительная часть его направилась к нам, в Россию. На первых порах за очень небольшую цену на аукционах выставлялось много эксклюзивной и изначально дорогостоящей техники, но это продолжалось недолго, рынок все расставил по своим местам — владельцев, избавляющихся от лишней техники за символические деньги, массово сменили перекупщики, стремящиеся хорошо заработать на этом. Да и сами владельцы быстро сообразили что и почем.

В результате стоимость бюджетных компонентов стала такой, что для поддержания устойчивого спроса возникла необходимость в формировании нового представления о винтаже в среде потребителей, то есть представлять ширпотреб тех лет как эквивалент современным аудиокомпонентам высокого класса. Надо сказать, что успехи в этой области достигнуты, и немалые, понятие «винтаж», которое раньше подразумевало дорогие и высококачественные компоненты в отличном техническом и косметическом состоянии, теперь для большинства означает любое бюджетное барахло возрастом 30-40 лет. Это печально, но факт. Конечно, настоящий винтаж никуда не делся и тоже представлен на рынке, но доступен по цене очень немногим.

Чем отличаются бюджетные и топовые компоненты золотой эры аудио? В принципе — всем. Это разный уровень установленных комплектующих, использованных материалов, качество схемотехники и т.д. Для примера рассмотрим два усилителя 80-х годов разных ценовых категорий: очень популярный «винтажный» усилитель Dual CV-1460, который стоил около 400$ в свое время, и существенно более дорогой двухблочный Onkyo Integra P-308 предусилитель + Onkyo Integra M-508 усилитель мощности (800$ + 1500$ соответственно). Все эти аппараты не являются редкими и достаточно часто встречаются на просторах интернет-аукционов и у владельцев аудиотехники.

Усилитель Dual CV-1460

Если верить тому, что написано про этого красавца в рунете, то вы, покупая Dual CV-1460, становитесь владельцем «легендарного» изделия, работающего в «чистом классе А», с высокой выходной мощностью (2х95 Вт на нагрузке 8 Ом) и обеспечивающего «исключительное качество звучания», оснащенного «прекрасным» корректором для винила. Сейчас заглянем под крышку, включим приборы, послушаем.

Интегрированный усилитель Dual CV-1460

Открываем… Видим абсолютно бюджетную конструкцию с комплектацией уровня музыкального центра – дешевые потенциометры, пружинные разъемы для АС и т.д. Нет даже блока защиты АС – вместо него в звуковую цепь включен предохранитель 3.15 А – то есть если сгорит оконечный каскад и на выходе УМ появится постоянное напряжение, то АС останутся целы, если предохранитель успеет сгореть раньше, чем катушка НЧ динамика. Замечательно, это обнадеживает:)

Интегрированный усилитель Dual CV-1460 со снятой верхней крышкой

При дальнейшем изучении конструкции появились некоторые сомнения, касающиеся соответствия действительности некоторых заявленных параметров – указанную в паспорте долговременную выходную мощность усилитель «долго» не выдержит. Причины две:

1. Предохранитель в цепи подключения АС номиналом 3.15 А, что соответствует максимальной выходной мощности 80 Вт на АС 8 Ом. Если использовать АС 4 Ом, то предохранители сгорают, ориентировочно, на половине мощности.

2. Штатные радиаторы охлаждения могут не справиться с рассеиванием необходимого количества тепла — слишком мала их общая площадь.

Разбираемся с «классом А». Естественно, что специалисту сразу понятно, что УМ с такими габаритами и весом не может работать «в чистом классе А», потому что усилитель с выходной мощностью 95 Вт на канал должен рассеивать в тепло около 1 кВт в этом случае. Проверяем по сервис-мануалу настройку тока покоя, измеряем и видим, что он составляет целых 3 мА! Усилитель реально работает практически в классе В, то есть «Dual class A», это название очередной схемотехнической уловки, заставляющей транзисторы оконечного каскада работать без коммутационных искажений на совсем малом токе покоя, только и всего. Аналогичное схемотехническое решение, под названием «New class A», применяется в усилителях Technics. Вроде и обмана то нет, но и класса А нет – очень грамотно придумано.

Далее, слушаем этот «легендарный» усилитель – звук довольно мягкий, не раздражает слух, но общее музыкальное разрешение очень скромное, сцена есть, но плоская, чуть шире АС. На сложных композициях каши не делает, но «отрезает» все то лишнее, что мешает ему достойно воспроизвести музыкальный фрагмент. Микродинамика упрощенная, звук в целом бедноват. «Прекрасный» встроенный корректор для винила звучит вообще никак, что неудивительно для схемы на одном ОУ с цепью коррекции RIAA в обратной связи.

В общем, ничего выдающегося, стандартно для бюджетного аппарата всех времен. Слушать на этом музыку можно, конечно, но ни о каком высоком качестве звука и речи быть не может.

Комплект Onkyo Integra P-308 и Onkyo Integra M-508 (200 Вт\8 Ом, 290 Вт\4 Ом)

Это не самые верхние модели этой серии, есть еще P-309+M-509, общей стоимостью 6000$ (в 80-е годы) и суммарно 41 кг весом, но буду писать о тех, которые исследовал и слушал лично.

Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 и оконечный усилитель Onkyo Integra M-508

Этот двухблочник оснащен достаточно неплохо – конструкция двойное моно, включая раздельные сетевые трансформаторы, энергоемкий БП, по три пары выходных транзисторов в оконечных каскадах каждого канала, с суммарным током покоя 300 мА (класс АВ). По фото видно, что комплектация и конструктив Onkyo Integra P-308\М-508 серьезно отличается от бюджетного Dual CV-1460. Не нужно быть специалистом, чтобы это понять, поэтому не буду дальше углубляться в технические подробности и перейду сразу к прослушиванию:

Звучание мягкое, неокрашенное, аппарат строит достаточно глубокую сцену, выходящую за пределы расстановки АС, звук не привязан к колонкам, УМ звучит эмоционально и имеет высокое музыкальное разрешение. При увеличении громкости мелкие детали не теряет. Этот усилитель совсем не утомляет слух, его хочется слушать.

Да, Onkyo Integra P-308\М-508 хороший усилитель, хотя и не относится к высшей категории – это крепкий средний класс. Естественно, что есть и более достойные модели. Где-то с этого уровня, с моей точки зрения, начинается действительно «винтаж».

Оконечный усилитель Onkyo Integra M-508 со снятой верхней крышкойПредварительный усилитель Onkyo Integra P-308 со снятой верхней крышкой

Но в полной мере так назвать можно только аппараты, находящиеся еще и в безупречном техническом и косметическом состоянии, которого с аукциона, увы, уже практически не бывает. Большинство винтажа требует не просто ремонта, а скорее технической реставрации, и с каждым годом ситуация неуклонно ухудшается (отличное внешнее состояние найти пока вполне можно). Вот тут и раскрывается новая проблема – насколько выбранная вами техника пострадала от времени и условий хранения у предыдущего владельца.

Очень часто по внутреннему состоянию блоков и узлов можно сделать однозначное заключение, что устройство не один год хранилось в неотапливаемом помещении, типа гаража, подвала или балкона. Замечу, что если на корпусе или внутреннем шасси усилителя есть следы коррозии или видно почерневшие пайки на платах, то связываться с покупкой не стоит, однозначно. В лучшем случае реставрация обойдется намного дороже, в худшем – усилитель может оказаться неремонтопригодным.

Если есть желание приобрести аппарат, который будет долго радовать звуком, а не регулярно портить настроение выходом из строя или бесконечными мелкими отказами и огрехами, то нужно сначала совершить удачное приобретение с аукциона (состояние может оказаться хуже заявленного), а потом найти квалифицированного специалиста, который приведет ваш новый компонент аудио к необходимому техническому состоянию. Это процедура дорогая, специалистов таких не очень много, мягко говоря.

Зато есть много техники, которая продается уже в России с пометкой: «Произведена профилактика и настройка всех режимов по приборам, в соответствии с оригинальным сервис-мануалом». Как показывает практика — процент реально тщательно отреставрированных и настроенных винтажных аппаратов, выставленных на продажу, совсем небольшой. Поэтому, надеяться на это не стоит. Причина проста — это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая существенно увеличивает стоимость изделия и которую не имеет смысла проводить, если аудио приобретено с аукциона с целью перепродажи. Обычно, вся такая «профилактика» сводится к банальной смазке регуляторов и переключателей, чтобы не издавали громкие шорохи и щелчки в АС во время показа потенциальным клиентам. То есть, выполняются минимально необходимые действия, не требующие временных затрат на изучение сервис мануала, разборку узлов, проведения измерений и т.д.

Стоит отметить, наверное, что далеко не все, включая топовые, усилители прошлых лет, изначально имели отличное звучание. Неудачных, плохо звучащих усилителей тоже было выпущено достаточно. Как пример можно привести Revox B-251.

Интегрированный усилитель Revox B-251

У этого усилителя на борту мощный импульсный блок питания, цифровые регулировки громкости и чувствительности входов, электронная коммутация. Как результат — звук чистый, прозрачный, но совершенно безжизненный, утомляющий. Картина плоская, сцены нет совсем, звук привязан к АС. Параметры, при этом, достаточно высокие. Один мой знакомый приобрел себе Revox B-251 только с одной целью – стойка компонентов Revox без него не смотрится, а ничего другое по дизайну подобрать не смог.

Бывает и наоборот, естественно – интегрированный усилитель Technics SU-V10 (не путать с V10X – это совсем другой усилитель), который стоил 900$ в 1982 году, ни чем не уступает, а в чем-то даже превосходит двухблочного монстра Onkyo Integra.

Интегрированный усилитель Technics SU-V10Интегрированный усилитель Technics SU-V10 со снятой верхней крышкой

Но эту модель Technics найти в приличном состоянии и купить задача практически невыполнимая. Вообще, если окунуться с головой в мир аукционов винтажа, то очень скоро можно заметить, что определенные модели ценятся гораздо выше других и уходят с молотка, едва появившись в объявлениях на соответствующих сайтах. Причины могут быть разные — одни хорошо звучат, другие легко ремонтируются, третьи являются коллекционной редкостью и т.д.

Если резюмировать сказанное выше, то вывод получается такой: действительно качественный винтажный усилитель, находящийся в отличном техническом и косметическом состоянии, настроенный квалифицированным специалистом, согласно сервисной документации, вполне может составить достойную конкуренцию современным аппаратам высокой ценовой категории, но его результирующая стоимость будет немалой, может быть даже сопоставимой. А бюджетные усилители тех лет могут успешно соперничать только со своими современными одноклассниками. Их основное преимущество над новоделом заключается в отсутствии, как правило, пагубно влияющих на звук электронных коммутаций и регулировок, которыми просто напичканы сейчас практически все новые УМ.

В статье изложено мое личное мнение, основанное на многолетнем практическом опыте, но оно может не совпадать с мнениями других людей и ничего страшного в этом не вижу.

Первая публикация данной статьи

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)

stereo.ru

Легендарные усилители 80-х – 90-х: парадоксы Ламма, монстр Джонсона

35 990 долларов (цена указана за пару штук, рассчитанных усиление каждого из стереоканалов).
Технические данные усовершенствованной модели Lamm ML2.2

Номинальная вых. мощность: 18 Вт / 16 Ом (18 Вт / 8 Ом, 18 Вт / 4 Ом)
Максимальная мощность: 21 Вт / 16 Ом (20 Вт / 8 Ом, 20 Вт / 4 Ом)
Номинальное вых. напряжение:
24 В / 16 Ом @ 36 Вт (пик)
17 В / 8 Ом @ 36 Вт (пик)
12 В / 4 Ом @ 36 Вт (пик)
Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (-0,3 дБ @ 18 Вт / 16 Ом)
(+0, -3 дБ) 3 Гц – 80 кГц (-3 дБ @ 1 Вт / 16 Ом)
Скорость нарастания вых. сигнала: (10 кГц, меандр с размахом 48 В, 16 Ом) 15 В / мкс
Интермодуляционные искажения: не более 8%
Входы: 1 псевдобалансный неинверсный XLR/1 небалансный неинверсный RCA
Входн. чувствительность: 0,85 В [email protected] 18 Вт / 16, 8, 4 Ом
Входное сопротивление: 41 кОм (470 пФ)
Выходное сопротивление: 1,68 Ом @ 1 кГц (вых. 16 Ом)/0,84 Ом @ 1 кГц (вых. 8 Ом)/0,42 Ом @ 1 кГц (вых. 4 Ом)
Демпфинг-фактор: 9,5 @ 1 кГц / 16, 8, 4 Ом
9,5 ± 0,7 @ 30 Гц – 20 кГц / 16, 8, 4 Ом
Вес, кг: 36,8

Многоламповые монстры Джонсона

При первом взгляде на усилитель, который я опишу ниже, мне подумалось, что разработчики увеличивают количество ламп не ради схемотехнического решения, а ради брутальности дизайна. Я ошибся, не ради дизайна, ведь RMS, рассматриваемого нами усилителя, составляет не сколько-нибудь, а 600 Вт (PMPO составляет более 2200 Вт). Боюсь предположить, зачем Джонсон создавал Hi-End усилитель с мощностью больше чем пол киловатта, но впечатлить экспертов мировых аудио журналов ему удалось.
В частности, Роберт Грин из пафосного аудиофильского издания «The Absolute Sound Magazine» отметил, что:

«Audio Research Reference 610T сразу установил новый стандарт в области высококачественного воспроизведения музыки»

Так вот, в 1995-м небескорыстный энтузиаст бескомпромиссного звука из Audio Research Уильям Зейн Джонсон, создал, как считается апологетами Hi-end, один из лучших высокомощных аудио усилителей Audio Research reference 610T. Как и полагается «тру хайенду», УМЗЧ был монофоническим, таким образом, пара устройств обеспечивала независимое усиление каждого из каналов (с суммарной RMS 1200 Вт). Громадную для этого класса устройств мощность в 600 Вт (при выходном сопротивлении 4 Ом, 8 Ом или 16 Ом) обеспечивают выходные каскады, созданные на базе 16-ти ламп 6550C. Усилитель построен на двухтактной, полностью симметричной схеме.

fishki.net

размышления о качестве, ценах и тенденциях / Pult.ru corporate blog / Habr

За последние 60 лет представление разработчиков и потребителей о том, что такое хороший УМЗЧ менялось многократно. Однако периодически появлялись усилители, которые, благодаря схемотехническим и конструкторским решениям, остались в истории как символы своей эпохи, как эталоны качества, как устройства предопределившие развитие целых направлений.

Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.

В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.

Красноречивое молчание


Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).

Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.

Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила


Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии компанию «Dynaco». К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.

Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.

Стоимость набора для создания усилителя была сравнительно не большой и не превышала $99, 95, собранный усилитель стоил немного дороже, около $130. Самым удивительным в это продукте были почти не реальные для того времени характеристики, при сравнительно низкой цене:

RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт)
Response — 10 Гц ~ 40 кГц при ± 0,5 дБ.
Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W.
Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS.
Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm.
Damping factor: >[email protected] to 1KHz

Стоимость усилителя ($100-$130) была достаточно приличной для 1959-го, но вполне посильной для представителя американского среднего класса. С учетом инфляции — это около $820 – $1000 сегодня. Следует отметить, что аналогичные по характеристикам устройства, а по некоторым параметрам и уступающие ему, стоили в то время около $500-$800, т. е. порядка $4100 – $6500. Именно благодаря этой разнице этот усилитель стали называть McIntosh для бедных, а позже Hi-endamp for deadbeat (анг. Хайэнд усилитель для голодранцев – прим. авт).

Понятно, что сегодня можно найти усилитель с подобными характеристиками и за $820 и за меньшие деньги. Но стоит понимать, что прошло достаточно много времени, чтобы эти параметры стали обычными. А впрочем, ламповый – уже маловато, уж больно дороги нынче «тёплые» ламповые Ватты. При этом за время выпуска было продано 350 000 экземпляров ST-70, что является количеством, не имеющим равных для периода выпуска этого устройства (1959 -1970 годы).

Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел


Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.

McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.

Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:

RMS — 350W (PMPO: 870 W)
Response — 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. — 0.15%. (8 Ohms less than 20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)
I.M. Distortion — less than 0,9% with 350 W & less than 0,04% with 1 W.
Distortion Noise & hum -95dB.
Output impedance: 1, 4, 8, 16, 50 and 64 Ohms.

Интересно, что именно эти моноблочные усилители использовали легенды психоделического рока, группа Grateful Dead. Возможно, именно поэтому те усилители, которые стоили в 60-х — $4 000 (эквивалентно $25 744 в 2017 году) за пару, сегодня продаются на аукционах по цене от $ 20 000 до $ 60 000 за один моноблок.

Полупроводниковый эталон 70-х


Что может появиться, когда очень хороший инженер, открывший очень пафосную компанию(Great American Sound), в очень пафосное время (70-е годы прошлого века), создаёт очень пафосный продукт? Правильно, стереоусилитель — Ampzilla II, очень хороший усилитель, по, вполне подъёмной для среднего класса, цене: $629 (что сегодня эквивалентно $2 608) и беспрецедентно пафосной рекламой.

Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:

80 W rms @8 Ohms @ less than 0.08% 20Hz to 20KHz
150 W rms @4 Ohms @ less than 0.02% 20Hz to 20KHz
Response: 20-20kHz (+0 -0.5dB)
Total T.H.D. & I.M. Distortion 8 Ohms less than 0.08%
Frequency Response and power bandwidth at rated power 0.5Hz to 20KHz — 0.1 dB @8 Ohms
Damping factor: >[email protected] to 1KHz
Input sensitivity: 1.0 Volts RMS for full power output
Input Impedance: 75K Ohms
Slew Rate: 40V/uS
Noise: >-100dB

Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:

«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.

С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»


Про эмоциональную напряженность мне особенно понравилось.

Тороидальные монстры наших дней


Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах деградации эволюции хайенда в 80-е, 90-е и нулевые (если будет цикл, мы к ним наверняка вернемся). Я пропущу этот длинный переходный этап, чтобы можно было почувствовать контраст между тем, что делали и ценили тогда, и что делают и ценят сейчас.

Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…

Название: Opera Only
Масса: 1,5 тонны
Статус: культовый усилитель 2000-х, самый дорогой усилитель звука на планете.
Создатель: промышленный дизайнер Андреа Пиветт.
Конструкция: 6 тороидальных трансформаторов, каждый мощностью 30 кВт и 2112 биполярных транзисторов, которые охлаждают 12 мощных кулеров.
RMS Opera Only (mono): 160 000 W (я не ошибся, именно столько)
RMS Opera Only (stereo): 80 000 W (на канал)
Остальное: не опубликовано, и возможно не имеет значения.
Другие параметры:
Практическое применение:? (буду рад увидеть примеры в комментах, сам создатель, тайны назначения чудовища не открыл)
Цена: $ 2 200 000

Итог


Значимость определённого продукта для поколения, в какой-то степени, косвенно говорит о его приоритетах, о его ценностях. Безусловно, сегодня существует великое множество устройств, значимость которых скажет много хорошего нашим потомкам о нас. Но от чего-то мне кажется, что в звуковом оборудовании таких устройств ничтожно мало. Создаётся ощущение, что люди ценившие звук в 70-е, 60-е годы, были в разы умнее тех, кто сегодня с туповатым, пафосным видом и снобистской презрительностью, заявляет окружающим: «Что вы понимаете, это ведь звук, который стоит 100/500 тысяч баксов». Хочется, чтобы критерии оценки были другими. Но это, конечно, лирика.

habr.com

парадоксы Ламма, монстр Джонсона, интегральный убийца «тёплых ламп» / Pult.ru corporate blog / Habr

В предыдущих обзорах культовых усилителей всех времен и народов мы несправедливо мало уделили внимание достаточно своеобразным разработкам 80-х — 90-х. В этом обзоре я восполнил этот пробел и рассказал о УМЗЧ этого периода, которые во многом определили, как маркетинговые и философские подходы, так и некоторые направления развития (и регресса) схемотехники современных усилителей.

Как и в предыдущих постах, для создания материалов я опирался на мнения экспертов Pult.ru, публикации таких ресурсов как network54.com, soundandvision.com и многих других. Информация о ценах почерпнута из материалов и объявлений на 2ndhandhifi.co.uk и аналогичных изданий. Также подверглись анализу публикации в аудиофильской прессе рассматриваемого периода, в частности, некоторые номера журналов «SoundStage!», «Stereophile», «The Absolute Sound Magazine», «Positive Feedback».

Помимо описанного выше, при выборе устройств, тянущих на звание культовых, учитывались мнения таких товарищей как: Роберт Грин (Robert E. Greene) (не писатель – прим. ред.), Гарри Пирсон (Harry Pierson), Джонатан Валин (Jonathan Valin), а также хронологические и ценовые данные, опубликованные производителями.

Шабаш субъективизма, 18 ватт, КНИ 3 %, советские лампы и десятки килобаксов


Речь пойдёт об одном из самых противоречивых усилителей конца прошлого столетия, который разработал наш с вами соотечественник, инженер Владимир Ламм. Будучи опытным инженером, Владимир в 1987-м году иммигрировал в США, где занялся производством дорогой ламповой усилительной техники класса Hi End. Необходимо отметить, что Ламм выбрал благодатное время для иммиграции, интерес к ламповой технике на западе переживал очередной подъём.
Именно в конце 80-х возродились, как феникс из пепла, мечты аудиофилов о бескомпромиссном звуке, и экс-советский инженер (яростный поборник отсутствия ООС) нашел возможности для реализации амбициозных планов. К 90-м, когда был создан сабж этих строк, ламповый тренд заново захватил головы аудиофилов, особенно в странах бывшего Союза, где лампы долгие годы были атрибутом надёжной военной техники.

Советский инженер Шушурин (он же в иммиграции Ламм), в 1997-м году завершил работу над созданием лампового моно усилителя Lamm ml 2, на базе советских же триодов 6С33С (рогатые бестии). Интересно, что как истинный традиционалист, Ламм предпочитал рогатые лампы, выпущенные до 1985-го года, отмечая, что до этого времени их качество было значительно выше.


Не без помощи публикаций в целом ряде «всесильных аудиофильских медиа», этот компонент признается одним из лучших маломощных усилителей без ООС. Эксперты хвалят инженера и его уникальный продукт. Но вот беда, коэффициент гармоник в этом чуде ламповой схемотехники не соответствует даже HI-FI стандартам и равен 3%, а уровень интермодуляционных искажений достигает значения в 8%.

Интересно, что при этом сам товарищ господин Ламм искренне убеждён в том, что:

«Надо слушать только музыку. Аппаратура не должна вас волновать, она должна исчезнуть. Но способностью исчезать обладает только самая качественная аппаратура.»

Исходя из пассажа разработчика, возникает вопрос: как, существенно искажающая записанный звук, аппаратура может просто «исчезнуть»? На мой взгляд, ответ прост, надо убедить слушателя в том, что она может (должна) это сделать. Практически в каждом интервью Ламм ссылается на субъективность в восприятии звука (и, по-моему, он во многом прав), но при этом, для усиления эффектов субъективного восприятия, он часто упоминает количество аудиофильских изданий, которые одобрили очередную его разработку.

Волшебный усилитель мне довелось услышать уже в версии Lamm ml 2.1, именно эту версию эксперты «Consumer Electronics Show» признали лучшим маломощным усилителем. Не испытал восторга от «божественного звука» этой ламповой игрушки, но хочу отметить, что, читая про первый ml2, ожидал худшего.

Наши эксперты также отмечают, что у этого легендарно-культового образца есть следующие весомые недостатки:

  • крайне низкая температурная стабильность параметров
  • слишком высокая входная ёмкость каскада с общим катодом
  • недопустимая даже для hi-fi класса нелинейность компонента во всех режимах допустимых напряжений
  • высокий сеточный ток не позволяет использовать режим А2
  • низкая надёжность использованного типа ламп оконечника при близких к максимальным допустимым значениям напряжений и мощностей.

Кроме того, усилитель Ламма обладает действительно тёплым звуком, в прямом смысле этого слова – выделение тепла при его работе настолько велико, что устройство можно включать зимой в качестве обогревателя. И все эти радости теплейшего лампового восторга всего за… барабанная дробь…

35 990 долларов (цена указана за пару штук, рассчитанных усиление каждого из стереоканалов).
Технические данные усовершенствованной модели Lamm ML2.2

Номинальная вых. мощность: 18 Вт / 16 Ом (18 Вт / 8 Ом, 18 Вт / 4 Ом)
Максимальная мощность: 21 Вт / 16 Ом (20 Вт / 8 Ом, 20 Вт / 4 Ом)
Номинальное вых. напряжение:
24 В / 16 Ом @ 36 Вт (пик)
17 В / 8 Ом @ 36 Вт (пик)
12 В / 4 Ом @ 36 Вт (пик)
Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (-0,3 дБ @ 18 Вт / 16 Ом)
(+0, -3 дБ) 3 Гц – 80 кГц (-3 дБ @ 1 Вт / 16 Ом)
Скорость нарастания вых. сигнала: (10 кГц, меандр с размахом 48 В, 16 Ом) 15 В / мкс
Интермодуляционные искажения: не более 8%
Входы: 1 псевдобалансный неинверсный XLR/1 небалансный неинверсный RCA
Входн. чувствительность: 0,85 В [email protected] 18 Вт / 16, 8, 4 Ом
Входное сопротивление: 41 кОм (470 пФ)
Выходное сопротивление: 1,68 Ом @ 1 кГц (вых. 16 Ом)/0,84 Ом @ 1 кГц (вых. 8 Ом)/0,42 Ом @ 1 кГц (вых. 4 Ом)
Демпфинг-фактор: 9,5 @ 1 кГц / 16, 8, 4 Ом
9,5 ± 0,7 @ 30 Гц – 20 кГц / 16, 8, 4 Ом
Вес, кг: 36,8

Многоламповые монстры Джонсона


При первом взгляде на усилитель, который я опишу ниже, мне подумалось, что разработчики увеличивают количество ламп не ради схемотехнического решения, а ради брутальности дизайна. Я ошибся, не ради дизайна, ведь RMS, рассматриваемого нами усилителя, составляет не сколько-нибудь, а 600 Вт (PMPO составляет более 2200 Вт). Боюсь предположить, зачем Джонсон создавал Hi-End усилитель с мощностью больше чем пол киловатта, но впечатлить экспертов мировых аудио журналов ему удалось.
В частности, Роберт Грин из пафосного аудиофильского издания «The Absolute Sound Magazine» отметил, что:

«Audio Research Reference 610T сразу установил новый стандарт в области высококачественного воспроизведения музыки»

Так вот, в 1995-м небескорыстный энтузиаст бескомпромиссного звука из Audio Research Уильям Зейн Джонсон, создал, как считается апологетами Hi-end, один из лучших высокомощных аудио усилителей Audio Research reference 610T. Как и полагается «тру хайенду», УМЗЧ был монофоническим, таким образом, пара устройств обеспечивала независимое усиление каждого из каналов (с суммарной RMS 1200 Вт). Громадную для этого класса устройств мощность в 600 Вт (при выходном сопротивлении 4 Ом, 8 Ом или 16 Ом) обеспечивают выходные каскады, созданные на базе 16-ти ламп 6550C. Усилитель построен на двухтактной, полностью симметричной схеме.

Лампы расточительного гиганта рассчитаны на 2000 часов работы, но, по утверждениям некоторых авторов, при длительной нагрузке близкой к предельной, они не редко выходят из строя, значительно раньше срока.


Итак, кратко о характеристиках:

RMS: 600 Вт/канал
Диапазон воспроизводимых частот: (-3дБ баллов) 15 Гц до 150 кГц.
Чувствительность входа: 4.2V (24дБ усиления на 8 Ом)
Входное сопротивление: 200 KОм
Выходное сопротивление 4, 8, 16 Ом.
Общая отрицательная обратная связь: 13dB
Демпфирование: приблизительно 16
THD: ниже 0,1%
IMD: ниже 0,5%
Лампы: (8 пар) согласованные выходной мощности 6550C; (1) регулятор 6550C; (1) предусилитель 6h40 регулятор; (2) драйвер 6550C; (2) вход 6NIP, (1) 6h40 последовательно.
Вес: 225 кг на пару.
Цена за пару: $ 40 000

Конструкция трёхблочного шасси громадины, названная Tower (Башня), была снабжена конвертерной системой охлаждения, т.е. вовсе лишена кулеров, а соответственно, теплоотдача от 16-ти ламп оконечника может вполне соревноваться с бытовыми нагревательными приборами. Входные и выходные лампы размещены на вершине башни, которые по замыслу создателя должны закрываться вентилируемым кожухом. Однако, большинство тру любителей ТЛЗ снимают кожух, чтобы в темноте повтыкать на усладить взор светом горящих радиоламп.

Все, что касается этого усилителя, да и других чудес от товарища Джонсона, у меня ассоциируется с концепт карами для автомобильных выставок. Оные тоже создаются для демонстрации возможностей, но никак не для того, чтобы на них ездить.

Интегральный убийца ТЛЗ — NAD-3020


NAD-3020 – единственный компонент в этом обзоре, который получил титул культового без помощи громких публикаций в аудиопрессе и спекуляций на чаяниях ретроградствующих обладателей золотых ушей. Этот УМЗЧ нельзя назвать шедевром объёмного дизайна, он прост и практичен, а главное он прекрасно звучит.

Интегральный усилитель NAD 3020 появился в 1979-м году, и был спроектирован под руководством одного из лучших инженеров усилительной техники в Европе, Бьорна Эрика Эдвардсена (Bjorn Erik Edvardsen). Талантливый новатор смог создать уникальный для своего времени УМЗЧ, который превосходил практически все конкурирующие аналоги, а в ряде случаев, составлял конкуренцию устройствам, которые были дороже в 5-6 раз.


NAD 3020 в течение более чем 10 лет оставался эталоном интегрального HI-FI усилителя, многократно обновлялся и модернизировался, вплоть до начала 90-х. Этот УМЗЧ практически уничтожил миф о том, что дорогие и недолговечные лампы есть единственная альтернатива. Появление этого продукта привело к тому, что NAD вошла в число самых успешных мировых производителей УМЗЧ в 80-е годы. Более продаваемого УМЗЧ Hi-FI класса в мире ещё не существовало, NAD 3220 продали в количестве более 500 000 компонентов.

Причиной популярности этого усилителя были низкая себестоимость, а соответственно, оптимальное соотношение цена/качество, высокий КПД и экономичность, высокое качество сборки, недостижимые для других продуктов в его ценовой категории характеристики:

Номинальная мощность: 28 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
Отношение сигнал/шум: > 75 дБ (1 Вт)
Разделение каналов: > 60 дБ
Частотный диапазон: 20 Гц ~ 20 кГц при ± 5 дБ
Инфразвуковой фильтр: 24 дБ/октава при -3 дБ, на 15 Гц
Ультразвуковой фильтр: 12 дБ/октава при -3 дБ, на 35 кГц
Номинальные искажения: 0,02% (от 20 Гц до 20 кГц)
Входное сопротивление: 47 кОм
Входная чувствительность: 2,5 мВ, 20 Вт на частоте 1 кГц
IHF динамический диапазон: +3 дБ при 8 Ом
IHF динамическая мощность: 40 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
Потребление электроэнергии: до 70 Вт (максимальное)
Вес: 5,3 кг

И… цена … барабанная дробь:

£ 79 (US $ 133) Нет, я не забыл дописать ноль, именно столько! С учетом инфляции, сегодня цена этого усилителя составила бы $ 410.

Я намеренно завершил эту публикацию именно NAD 3220, чтобы 80-е и 90-е не остались для читателей временем исключительно беспросветным и пронизанным красными нитями тёплого лампового маркетинга. Знаковых разработок осталось не мало, если читателям не надоело мы продолжим серию, готов анонсировать по крайней мере ещё один материал.

habr.com

ЛУЧШИЕ ВИНТАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТ HIENDMUSIC

В статье ФИЛОСОФИЯ HIENDMUSIC я коротко обозначил основные принципы, на которых строю системы: аналоговый звук, винтажная акустика Золотой Эры аудио с реставрацией, лампово-транзисторный биампинг с применением активных кроссоверов и комбинирование лучших брендовых компонентов с авторскими и винтажными. Лучшие авторские и брендовые компоненты я уже обозревал в отдельных статьях, и теперь пришло время поговорить про винтаж.

Многие питают иллюзию, что винтаж Золотой Эры аудио – идеальный рецепт для строительства систем. Сеть полна предложений о продаже техники 70-80х годов с эпитетами «волшебный звук», «ни с чем не сравнимое звучание» и т.д. Может сложиться впечатление, что покупка любого компонента, выпущенного сорок лет назад, подарит музыкальное наслаждение, но в действительности, техники, которая по сей день может считаться эталоном, было выпущено не так много. Она дорого стоила тогда, дорого стоит сейчас, и с каждым днем становится все дороже, потому что предложение уменьшается. По этой причине, я не буду называть в этом обзоре все самые лучшие образцы винтажных компонентов – просто, чтобы не создавать самому себе дополнительную конкуренцию на аукционах, где и так за стоящие вещи случаются ожесточенные ценовые сражения. Опишу принципы, по которым стоит выбирать в систему именно винтаж и некоторые интересные компоненты.

       Винтажные компоненты имеет смысл приобретать в следующих случаях:

  1. Это устройства высшей категории, подобных которым сегодня не производят: кассетные деки Nakamichiкатушечные магнитофоны, аналоговые кроссоверы.
  2. Это устройства высшей категории, подобные которым сегодня можно купить только, потратив на порядок большие средства: топовые транзисторные усилители, проигрыватели винила, эксклюзивные тонармы, повышающие МС трансформаторы.
  3. Бюджетные усилители, с которыми можно получить приличный результат за минимальные деньги и построить систему, которая будет звучать лучше многих современных систем, стоящих на порядок дороже.
  4. Это акустические колонки.

Про деки Nakamichi и катушечные магнитофоны я подробно писал в соответствующих статьях (см. активные ссылки выше). Здесь я добавлю только краткий обзор одной деки, которую считаю достойной внимания – это Nakamichi 600-II. Аппарат примечателен в первую очередь дизайном. Если сделать для этой консольной деки специальный корпус, то можно получить выдающийся по красоте магнитофон, который станет украшением любой системы.  Что касается звука, то все деки первого поколения Nakamichi отличает масштабное, голографичное звучание, похожее на звучание катушечного магнитофона. В этом смысле Nakamichi 600-II близок к «тысячникам» первой серии, хотя, конечно, играет чуть менее динамично и с более заметным шипением ленты. Также, это не лучшая дека, чтобы делать на ней записи – «тысячник» или 686 в этом смысле предпочтительнее, а 700ZXL и 1000ZXL вне конкуренции. Но 600-II стоит вдвое-втрое дешевле и может стать отличным вариантом в качестве аналогового источника для второй системы – в другом доме или на даче. Записи, сделанные на деках более высокого уровня, он играет великолепно, а про дизайн и цену я уже говорил. Конечно, почти нет шансов найти такую деку в идеальном состоянии «как есть». Это старый аппарат, который нуждается в полной профилактике ЛПМ, замене конденсаторов и других работах. Отлаженную деку Nakamichi 600-II в корпусе от ANT Sound вы всегда можете заказать, написав по адресу [email protected], с пометкой Nakamichi 600.

                        

Топовые винтажные усилители – хороший вариант раскачать серьезную акустику, не потратив сумму, на которую можно купить новую малолитражку жене. Technics SE-A100, Sansui серии BA (2000, 3000, 5000) – монстры транзисторного усиления, которые стоят в 5-8 раз дешевле современных аналогов, сопоставимых возможностей. При этом нужно понимать, что ресурс техники не безграничен. Усилителю обязательно требуется профилактика, часто с заменой деталей, и будьте готовы в среднем раз в 1-2 года возить его в мастерскую.

Если спросить меня, какой винтажный усилитель  я рекомендовал бы для обычной, не биампинговой, системы с хорошей акустикой, то я не задумываясь назвал бы связку пред/мощник Luxman С05/М05. Даже очень сложные акустические системы, вроде Altec Voice of the Theater, играют с этой парой очень глубоко, естественно и фундаментально. А живость и подача музыкального материала вызывают довольную улыбку даже у приверженцев «теплого лампового звука» — проверено.

Винтажные ламповые усилители имеет смыл покупать в том случае, если на них стоят топовые японские трансформаторы, а лампы легко можно заменить современным аналогом. В противном случае, игра, скорее всего, не стоит свеч, тк большинство винтажных «ламповиков» звучат не лучше современных «авторских» изделий, и за исключением упомянутых трансформаторов в них нет ничего такого, что нельзя было бы повторить. Исключение составляют, пожалуй, моноблоки Luxman MB88, но лично я скорее предложил бы в систему моноблоки на ГУ48, чем эти, безусловно, хорошие усилки.

Проигрывателям винила на сайте посвящено много статей:

ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛА

ММ ИЛИ МС

«ПРОИГРЫВАТЕЛЬ МЕЧТЫ» ОТ HIENDMUSIC

КОМПЛИАНС И МАССА ТОНАРМА

Здесь имеет смысл разве что еще раз повторить главную мысль: звук винилового тракта определяется в первую очередь картриджем, тонармом, фонокабелем, фонокорректором и МС трансформатором (если стоит МС картридж). Поэтому для начального уровня имеет смысл рекомендовать проигрыватели с легкими тонармами и ставить на них лучшие винтажные ММ головы –подробности здесь; для более продвинутого уровня — присмотреться к верхним в линейках Pioneer и Denon с тонармами средней массы и ставить на них качественные МС картриджи типа Audio Technica AT33 или ART9, не беспокоясь о том, что картридж стоит втрое дороже всего проигрывателя; а для самых бескомпромиссных вариантов – комбинировать лучшие МС картриджи с эксклюзивными винтажными тонармами, установленными на проверенных, надежных столах – Victor и Micro. Последний вариант вы можете заказать, написав по адресу [email protected] с пометкой «заказ проигрывателя».

    

Бюджетных усилителей, гарантирующих отличный результат за минимальные средства, не меньше десятка, но часто они относятся к редкой экзотике – вот пара хороших примеров: один и второй. С этими усилителями можно строить хорошую бюджетную систему, но сначала их нужно найти в приличном состоянии, а это – непростая задача. Беспроигрышным вариантом в категории «дешево и сердито» будет Sansui альфа 607. Массовый усилитель, выпущенный в конце восьмидесятых годов, нетрудно купить всего за 350-400 долларов. Он способен работать с достаточно серьезной акустикой, вплоть до среднеразмерных напольников, а что касается музыкальности — в лобовом сравнении с легкостью переигрывает новодельную связку пред/мощник ONKYO, стоимостью в 20(!) раз больше. При этом, разумеется, ждать чудес от аппарата не стоит – это будет среднестатистический hi-fi уровень.

Более изысканный вариант в бюджетном сегменте — Sansui 6500 и Sansui 9500. Это аппараты начала 70х, которые обязательно требуют серьезной профилактической работы с заменой части деталей, но в восстановленном виде могут подарить великолепный звук за относительно скромные деньги – 400 долларов за Sansui 6500 и 900 долларов за Sansui 9500 (цены указаны без профилактики). По сравнению с более поздними моделями бюджетных Sansui, эти усилители дают менее рафинированный, но более осязаемый, музыкальный звук. В них меньше «транзисторной резкости». Наконец, в них очень приличные встроенные фонокорректоры. Конечно, если говорить о виниле всерьез, эти корректоры ниже среднего, но по сравнению с ужасными встроенными корректорами большинства транзисторных интегральников, корректоры Sansui 6500 и 9500 могут предоставить приемлемый начальный уровень винилового звучания. В целом, Sansui 6500 и 9500 в сочетании со среднеразмерной или компактной полочной акустикой могут предложить очень высокий уровень звучания при минимальных затратах.

Чтобы заказать любой усилитель с полной профилактикой, пишите по адресу [email protected] с пометкой «усилитель». После профилактического ремонта мастером высокой квалификации аппарату будет присвоен индивидуальный номер «hiendmusic best vintage selection» и сертификат с описанием проведенных работ. С этого момента «родословную» аппарата можно отсчитывать заново.

                       

И наконец, об акустике. Для меня загадка, почему современная индустрия не производит акустические колонки, сопоставимые с колонками Золотой Эры аудио. Подавляющее большинство современных акустических систем рядом не стоят с лучшими образцами 70х и 80х годов. Даже очень дорогие колонки, вроде TAD Reference 1, в сочетании с космически дорогими усилителями не предъявляют ничего такого, чего нельзя было бы добиться с помощью винтажной техники, существенно меньшей стоимости. В настоящий момент, единственные колонки современных производителей, которые можно сравнить с лучшими образцами прошлого – это Sonus Victor и Harbeth, но заплатить за них придется в несколько раз больше, чем за винтаж.

Hiendmusic предлагает несколько моделей винтажной акустики, прошедшей полный цикл реставрационных работ – подробности в статье ВОССТАНОВЛЕНИЕ АКУСТИКИ. Это колонки Diatone DS5000, Diatone DS3000 и Technics SB8000. Отдельно обсуждаются более эксклюзивные варианты вроде Diatone V5000 и Technics SB-E500. Diatone DS5000 имеют штатное подключение для биампинга, для остальных моделей такое подключение возможно после апгрейда.

     

Technics и Diatone имеют некоторые принципиальные различия в звуке, которые по-разному проявляются на разной музыке, в разных помещениях. Чтобы выбор акустических колонок был более точным закажите персональную консультацию.

hiendmusic.ru

12 лучших усилителей — Рейтинг 2019 (топ 12)

На современном рынке аудиотехники предлагаются музыкальные центры, CD проигрыватели, колонки, радиотюнеры, цифро-аналоговые преобразователи и множество других приборов, работающих со звуком. Каждый из них предназначен для выполнения локальной функции – особая миссия возложена и на усилители. Они не только повышают мощность частот и делают громче звук, но и максимально доносят до слушателя всю глубину мелодий. Изучив рейтинг и вооружившись информацией, меломан или рядовой любитель музыки сможет приобрести лучший для себя усилитель и наслаждаться в полном объеме любимыми композициями.

Усилитель какой фирмы выбрать

Рынок аудиотехники насыщен товарами как известных компаний, так и молодых амбициозных. Чей товар лучше, рассудить может только покупатель.

И он определился, остановившись на нижеприведенных производителях:

1. Parasound

2. Astra Audio

3. E4Life

4. AVE

5. Fostex

6. Laconic

7. Yamaha

8. Denon

9. Fiio

10. Audio Space

11. Magnat

Усилители, попавшие в рейтинг с помощью пользователей, изготавливаются многими компаниями, представляющие разные страны, и даже континенты. Все они достойны внимания потенциальных покупателей. В первую очередь, качеством своей продукции.

Рекомендации:

Лучшие усилители мощности

Полупроводниковый бюджетный (80 Вт)

E4Life Пришествие 80 – 2-канальный компактный прибор, работающий в диапазонах частот 10…22000 Гц при оптимальном сопротивлении колонок от 4 до 8 и более Ом. Максимальная мощность составляет 110 Вт, коэффициент гармоник не превышает 0,01%. Чтобы выходные драйвера не функционировали вхолостую, сопротивление входа выбрано 1 кОм.

Сигналы принимаются от разных источников, в том числе звуковых карт ноутбуков, компьютеров, МР3 плееров. Корпус имеет интересное исполнение: сверху расположена прозрачная крышка – сквозь нее эффектно просматривается начинка, подсвечиваемая красными светодиодами. Звук льется чистый – с хорошими басами и без искажений в «верхах».

Достоинства:

  • вмонтированные защиты от перегрева и КЗ, а также блок питания;
  • хорошая выходная мощность при незначительных габаритах и весе;
  • качественный звук – отсутствуют шум, фон и гул;
  • при долгосрочной эксплуатации происходит лишь небольшое нагревание.

Недостатки:

  • неудобно расположены разъемы;
  • слишком яркий свет индикатора, вспыхивающий при звуковой перегрузке.

По отзывам: существенные нарекания отсутствуют, отмечается чистота и приятность звука. Благодаря очень малому весу некоторые пользователи берут девайс в командировки – подключают к лэптопу. В целом, техника оценена положительно – рекомендуется к приобретению.

 

Полупроводниковый популярный (200 Вт)

Parasound A 23 – востребованная сертифицированная (THX Ultra II) модель, выдающая при рекомендуемом сопротивлении в 4 Ом мощность в 200 Вт на каждый из 2-х каналов. Частоты воспроизводятся в диапазоне 5…100000 Гц, индекс гармоник при нормальной громкости составляет 0,03%, коэффициент демпфирования равен высоким 800 единицам.

Корпус выполняется в современном дизайне – изготавливается из стали и пластика. Реализация осуществляется в двойной коробке. Работа со звуком потрясающая – «середина» и «верх» раскрываются до мельчайших деталей, исходный бас лишается рыхлости.

Достоинства:

  • индикаторы перегрева, состояния каналов, питания, а также встроенный блок подачи энергии;
  • высокое качество сборки, великолепная балансная схема, длинные провода;
  • детализированный мощный звук, современный внешний вид.

Недостаток:

  • выборочно не работает с низкоомной акустикой.

По отзывам: очень «правильный» прибор, который для равности сил может дать фору конкурентам – оценка дана: отлично.

 

Ламповый (10 Вт)

Astra Audio A10-SE – бюджетный однотактный девайс, функционирующий с помощью ламп EL34 (KT66, 6L6) и 6Ж32П. Обладает технической возможностью подключения предварительного усилителя, отличается сбалансированной схемой, работает в ультралинейном режиме. Выдает приятный особый звук, выигрышно отличающийся от «транзисторного».

Качество воспроизводимой мелодии во многом зависит от жанра прослушиваемой композиции и (или) технологий, используемых при записывании на носитель.

Достоинства:

  • встроенный в корпус блок питания;
  • мягкий завораживающий звук;
  • качественная сборка, невысокая стоимость.

Недостатки:

  • сложный монтаж модификации в виде конструктора;
  • простой дизайн.

По отзывам: отличная покупка для ценителей лампового звука.

 

Гибридный (50Вт)

AVE PL 02 – прибор совмещенного типа, входные каскады которого построены на лампе 6SN7, а выходные – на транзисторах MOSFET. При таком исполнении удачно сочетаются мощь вторых с динамикой и точностью первых. Модель осознанно не укомплектована электронной коммутацией и термоблоком, способными исказить первоначальный сигнал.

Аппарат работает в частотах 10…50000 Гц, имеет PreAmp и 2 линейных входа, а также внутренний блок питания. Исходящий от чуда техники звук выделяется певучестью, красотой «верхов» и «середины», а также глубиной, динамичностью и плотностью баса.

Достоинства:

  • включающийся при перегреве вентилятор;
  • «породистый» рельефный звук, качественное изготовление, достаточная мощность;
  • превосходно доносятся инструментальная и электронная музыка, а также джаз и часть рока.

Недостаток:

  • не дотягивают низкие частоты.

По отзывам: модель вызвала бурю положительных эмоций и восхитительных высказываний.

 

Лучшие усилители для наушников

Полупроводниковый портативный (0,45 Вт)

Fiio A3 – портативная алюминиевая модель, на нижнем торце которой расположены все разъемы, на верхнем – колесико регулировки громкости и переключателя настройки басов.

Сопротивление нагрузки рекомендуется 16…150 Ом – при нижнем пороге мощность составляет 0,45 Вт. Обслуживаемые частоты – 20…20000 Гц; размер в длину – 9,1 см; разъем под наушники – 3,5 мм. Работа осуществляется от встроенного аккумулятора емкостью 1400 мА/ч в течение 16 ч. В плане эксплуатации – благодаря маленькому приборчику звучание становится объемным и «вкусным», добавляются басы.

Достоинства:

  • коэффициент гармоник всего лишь 0,004%;
  • благодаря алюминиевому сплаву корпуса исключаются электромагнитные помехи;
  • высокое качественное воспроизведения, компактность, значительная мощность;
  • удобство в использовании – легко помещается в карман;
  • долгая автономная работа, презентабельный внешний облик, бюджетная стоимость.

Недостатки:

  • кроткий шнур AUX.

По отзывам: за исключением мелких и редких неудобств пользователи довольны. Отмечается разница в качестве звука до и после – безусловно, в лучшую сторону.

 

Полупроводниковый стационарный (7 Вт)

Fostex HP-A8C – бытовой навороченный аппарат с разъемами для 2-х наушников и большим количеством выходов и входов: оптических, линейного, коаксиального. Выдает мощность в 7 Вт при 32 Ом – рекомендуемые сопротивления составляют 16…600 Ом; рабочие частоты колеблются от 10 до 80000 Гц; показатель гармоник минимальный – 0,002%.

Исполнен девайс в строгом стиле из алюминия и стекла, корпус оснащен OLED экраном. Имеющегося уровня громкости с запасом хватает для раскачки любых наушников – при низком сопротивлении нагрузки существенные искажения и провалы динамики не наблюдаются.

Достоинства:

  • наличие ЦАП, интерфейса USB Type B, пульта ДУ;
  • безупречная сборка из качественных материалов – без покачиваний и люфтов;
  • много полезных интерфейсов и настроек, позволяющих «оживить» мощный, четкий и чистый звук;
  • хотя лаконичный, но симпатичный вид с эстетичными нотками.

Недостаток:

  • грубоватость и резкость высоких частот.

По отзывам: представленная бытовая модель не уступает профессиональной. В своей ценовой категории она, безусловно, лучшая.

 

Ламповый (0,15 Вт)

Laconic Lunch Box Pro – импозантный прибор на 2 канала, функционирующий с 2-мя лампами 6Н24П и 1-ой – 6Н3П. Воспроизводимые частоты находятся в коридоре от 10 до 10000 Гц. Разъем для наушников размером 6,3 мм, так же как и регулятор с тумблером, расположен на передней панели.

Изготовлен девайс из стали, окрашен в черный цвет, формой напоминает старинный саквояж. При работе издает изумительный звук, отличающийся подмыливанием и сглаживанием жестких высоких частот в цифровой подаче.

Достоинства:

  • вмонтированный в корпус блок питания;
  • малый вес, компактность, добротное изготовление;
  • шикарный с «ламповым окрасом» мягкий звук, широкий динамический диапазон;
  • своеобразный дизайн, низкая стоимость.

Недостатки:

  • немного ухудшается качество при работе с низкоомными наушниками;
  • плохой кабель питания, нуждающийся в замене.

По отзывам: прекрасный аппарат, позволяющий расслабиться в кресле и наслаждаться в комфортной подаче любимой музыкой.

 

Гибридный (0,2 Вт)

Fostex HP-V1 – портативный комбинированный прибор с алюминиевым корпусом, на передней панели которого располагаются линейный вход, разъем 3,5 мм для наушников, переключатель и регулятор громкости.

Параметры воспроизводимых частот равняются 20…100000 Гц; сопротивлению нагрузки в 32 Ом соответствует мощность 200 мВт; вес составляет всего лишь 0,39 кг.

Девайс, благодаря сочетанию ламп и фирменных конденсаторов, выдает очень детализированный и богатый звук с любого источника.

Достоинства:

  • встроенные аккумуляторы Li-ion, рассчитанные на 10 ч непрерывной работы;
  • одинаково хороший результат, независимо от характеристик наушников;
  • малогабаритность, легкость, удобство и практичность.

Недостаток:

  • не очень удобно доставать из кармана.

По отзывам: нареканий нет – качество звука как минимум удовлетворяет.

 

Лучшие интегральные усилители

Полупроводниковый бюджетный (85 Вт)

Denon PMA-720AE – популярная интегральная модель, оптимально работающая при сопротивлении нагрузки 4…16 Ом в широком частотном диапазоне 10…100000 Гц. В приборе существует возможность фонокоррекции и тонкомпенсации, регулировок баланса и тембра, подключения дополнительной аудио техники.

На панелях устроено множество входов и выходов, включительно с акустическими разъемами и гнездами подключения наушников 6,3 мм. Изготовлена модель в модном дизайнерском исполнении с передней алюминиевой накладкой. При прослушивании отлично звучат как джазовые композиции и баллады, так и рок, транс, трэш.

Достоинства:

  • пульт ДУ, врезанный блок питания, ЦАП, фонокорректор;
  • добротная сборка, отсутствует перегрев;
  • мощный, «прозрачный» и детальный звук, много баса;
  • привлекательный внешний вид, доступная стоимость.

Недостатки:

  • не дотягивают высокие частоты;
  • малый угол для управления с пульта ДУ.

По отзывам, которых много: пользователи высказываются о модели хорошо или очень хорошо.

 

Полупроводниковый популярный (160 Вт)

Yamaha A-S801 – мощный современный прибор, работающий в диапазоне частот 10…100000 Гц и практически не искажающий звук при сопротивлении 4…8 Ом – коэффициент гармоник, соответственно, составляет 0,7…0,19%.

Качество эксплуатации обеспечивается с помощью ЦАП, фонокорректора и тонкомпенсации, а также регуляторов тембра и баланса. В наличии множество линейных и других коммуникационных интерфейсов: входы оптический и коаксиальный; выходы c разъемами на сабвуфер и наушники; гнезда USB A и B.

Прослушивать музыку доступно в режиме Direct, причем отлично воспроизводятся разные жанры – оркестровое направление, в том числе.

Достоинства:

  • дистанционный ПУ, интегрированный блок питания;
  • высокая мощность, прозрачный чистый звук, собранный бас, отличная динамика;
  • отсутствие фона, превосходная детализация;
  • приятный дизайн.

Недостатки:

  • с пульта ДУ не управляется темброблок и тонкомпенсация;
  • может подвести регулятор громкости.

По отзывам: качество соответствует стоимости. Если не учитывать придирок, аппарат достойный – пользователи рекомендуют.

 

Ламповый (26 Вт)

Audio Space Reference 3.1 (KT88) – приличная «живая» модель с лампами 12AX7 (4), 6N8P (2), KT88 (4), работающая в частотах 20…30000 Гц в триодном (26 Вт) и ультралинейном (48 Вт) режимах. Рекомендуемые сопротивления: 4…16 Ом.

В наличии фонокорректор, интегрированный блок питания, линейные и фоно входы, а также разъемы для акустики. Внешне прибор соответствует названию – напоминает космическую станцию. «Дружит» с джазом, симфонической музыкой, без проблем справляется с серьезной акустикой.

Достоинства:

  • самые лучшие комлектующие;
  • панорамное, чистое и мощное звучание, шикарное разрешение;
  • завораживающий внешний облик.

Недостаток:

  • лампы не вечные – иногда приходится менять.

По отзывам: ламповая подача впечатляет. Аппарат «очень нравится!».

 

Гибридный (40 Вт)

Magnat MA400 – комбинированный девайс с мощностями каналов в 40 Вт (4 Ом) и 32 Вт (8 Ом), воспроизводящий частоты в широчайших пределах: 8…120000 Гц.

Комплектуется лампой ЕСС 88, фонокорректором и вмонтированным блоком питания. В наличии линейные входы и выходы, в том числе разъемы под наушники и акустику. Отлично проигрываются фольклор, симфоническая и инструментальная музыки.

Достоинства:

  • дисплей, пульт ДУ;
  • качественный звук, добротная сборка;
  • средние частоты выдает отлично, высокие – великолепно, баса – в норме;
  • простота в использовании, симпатичный дизайн.

Недостатки:

  • отсутствует тонкомпенсация;
  • некоторым пользователям не хватает «верхов».

По отзывам: прагматичный подход к оцениванию: отличный прибор за такие деньги.

 

Какой усилитель купить

Прежде чем купить усилитель нужно учесть множество факторов. Если уже приобретены колонки, мощности динамиков и рассматриваемого прибора должны соотноситься примерно 1:1,6. Во внимание обязательно берутся характеристики техники: частотный диапазон, коэффициенты демпфирования и гармоник, рекомендуемые нагрузки. Кроме того, необходимо учитывать особенности назначения, условия эксплуатации, совместимость с другими элементами акустической системы.

Сделайте свой выбор в пользу:

1. Для любителей музыки, не расстающихся с плеером и наушниками, отлично подойдет Fiio A3.

2. Меломаны, которым по душе мягкое ламповое звучание, оценят Audio Space Reference 3.1 (KT88).

3. Оборудовать домашний кинотеатр можно Parasound A 23.

Каждый человек индивидуально воспринимает музыку. Если верхних частот одному будет достаточно, другому их может не хватать. Поэтому при выборе с учетом вышеприведенных факторов также нужно руководствоваться собственными вкусами и предпочтениями.

Друзьям это тоже будет интересно

 

 

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

vyboroved.ru

12 самых красивых усилителей со «стрелочками». Слушаем музыку глазами

Слушаем музыку глазами

Не секрет, что большую роль в нашем восприятии звука играет зрение. Причем не внутренний взор, перед которым формируются музыкальные образы во время прослушивания, а обычные глаза. Красивая техника и играть должна красиво – именно в это нам хочется верить, пусть и не всегда это оказывается правдой.

Поэтому во все времена производители стремились сделать свои аппараты максимально стильными. И самые привлекательные из них для меломанов со стажем – винтажные усилители мощности со стрелочными индикаторами уровня сигнала. Мода на подобное оформление передней панели появилась в 1970-х годах, то есть в эпоху расцвета домашнего аудио, и воспоминания о тех недоступных большинству простых смертных аппаратах до сих пор будоражит умы поседевших аудиофилов. И хотя практической ценности данные индикаторы сегодня не имеют, именно такие усилители хотят видеть у себя дома многие покупатели. Ну а в данном материале мы вспомним о самых красивых моделях «классического» периода.

12. Pioneer Exclusive M4

Второй усилитель под брендом Exclusive появился в продаже в 1974 году. В отличие от предыдущей модели М3, данный аппарат не поставлялся за пределы Японии. Здесь уже просматриваются черты будущего High End – мощность 50 Ватт в классе А, печатные платы из стеклотекстолита, широкие дорожки, мощнейший блок питания, 27 килограммов веса, отделка боковых панелей деревом. Ну и, само собой, подсвеченные стрелочные индикаторы на передней панели Exclusive M4.

11. Rotel RB-5000

Самый мощный среди классических усилителей Rotel. Модель RB-5000 появилась в продаже в 1978 году, когда еще вся техника фирмы разрабатывалась и производилась в Японии. Аппарат не зря получил название – The Power Amp, ведь он развивал мощность 500 Ватт на канал на 8 Ом. Весил Rotel RB-5000 целых 53 килограмма, а чудовищный по размерам трансформатор позволял ему потреблять в пике до 3,2 киловатта! Удивительно, но эта модель поставлялась преимущественно на экспорт, в Японии было продано крайне мало экземпляров. Черный цвет корпуса указывает на позднюю дату производства экземпляра.

10. Sansui BA-5000

Мощность – 300 Ватт на канал, год выпуска – 1976. Японская компания Sansui снискала себе славу одного из самых успешных производителей усилителей, однако модели, обеспечившие ей признание в Японии и в Европе, были разными. Экспортный Sansui BA-5000 весил 49 килограммов и выглядел весьма брутально – минимум органов управления на черной передней панели и два больших окошка с индикаторами. Сегодня хорошо сохранившиеся экземпляры являются предметом гордости владельцев, которые не готовы их променять ни на какой современный High End.

9. Sony TA-N77ES

Единственный в ассортименте компании Sony усилитель с огромными стрелочными индикаторами был одновременно и самым успешным. И пусть вышел он уже во второй половине 1980-х, его облик полностью соответствовал представлениям о том, как должен выглядеть серьезный аппарат. Sony TA-N77ES поставлялся исключительно на экспорт, поэтому сегодня его можно встретить в системах многих аудиофилов по всему свету. Мощность его составляла 230 Ватт на канал на 8 Ом, вес – 25 килограммов.

8. Luxman M-05

Выпущенный впервые в 1982 году, этот усилитель стал одним из самых популярных в истории бренда. Да и как он может не нравиться! Роскошная золотистая передняя панель, большие индикаторы, целых 40 килограммов веса, 105 Ватт в классе А, отдельный выход для подключения к электростатическим акустическим системам. Внутри усилитель выполнен по схеме двойного моно, с солидным экранированием блока питания. С учетом большого выделения тепла при работе его пришлось оснастить сразу двумя вентиляторами для принудительного охлаждения. Производился Luxman M-05 с 1982 по 1988 годы.

7. Yamaha MX-10000

Флагман знаменитой серии 10000, выпущенной к 100-летию компании Yamaha. Согласно заявлению фирмы, он мог выдавать 1,2 киловатта в нагрузку 1 Ом (!) в классе А. Конечно, тут есть определенный подвох, ибо в понимании Yamaha класс А представлял собой нечто иное. А именно Hyperbolic Conversion Class A, то есть очень хитрую схему, в которой получалось сочетать работу выходных транзисторов в классе А с пониженным общим энергопотреблением. Нечто подобное использовал в своих творениях Нельсон Пасс. Во всяком случае, аппарат крайне редкий – всего их было произведено 250 штук – и очень красивый. Весил усилитель Yamaha MX-10000 43 килограмма.

6. Denon POA-8000

Моноблоки были выпущены в 1981 году и должны были заменить собой модель POA-3000 на вершине иерархии усилителей фирмы. Звучали они просто великолепно, однако при этом довольно сильно нагревались, что иногда приводило к их выходу из строя. Стрелочные индикаторы занимали всю площадь передней панели, и пара работающих Denon POA-8000 в сумраке комнаты прослушивания выглядит сногсшибательно. Заявленная мощность составляла 200 Ватт на канал в псевдо классе А, очень популярном в 1980-90-х годах среди японских производителей аудиотехники.

5. Marantz SM-11

Вся аппаратура фирмы всегда отличалась роскошным дизайном, однако Marantz SM-11 выделяется и на их фоне. Это первый усилитель компании, выпущенный после окончательного переноса не только производства, но и всего бизнеса Marantz в Японию. С технической точки зрения в нем есть интересные решения. Впервые было применено полностью омедненное шасси, убраны переключатели на пути сигнала к выходным клеммам для акустических кабелей, использован стабилизированный источник питания на огромном трансформаторе. При этом выходные каскады работали в классе АВ, а выходная мощность достигала 200 Ватт на канал. Ну и, само собой, практически всю лицевую панель занимали огромные стрелочные индикаторы с голубой подсветкой. Мечта, а не усилитель!

4. JVC M-L10

Редкий долгожитель среди японских усилителей той эпохи, особенно для JVC. Модель M-L10 производилась на протяжении десяти лет с 1981 по 1990 год. Блок питания был построен вокруг огромного тороидального трансформатора, спрятанного под квадратным кожухом. Внешний деревянный короб был покрыт 21 слоем лака, а индикаторы – первое, на что обращаешь внимание при взгляде на JVC M-L10. Мощность его составляла 160 Ватт на канал, выходные каскады работали по фирменной схеме Super-A, позволявшей избегать фазовых искажений при работе на реактивную нагрузку. Весил JVC M-L10 двадцать восемь килограммов.

3. Accuphase P-500

В ассортименте фирмы есть большое количество аппаратов интересующего нас дизайна, их выпуск продолжается и по сей день. Для нашей подборки мы выбрали модель Accuphase P-500, вышедшую на рынок в 1985 году. Она развивала мощность в 250 Ватт на канал в классе АВ, в ней присутствовал фильтр ультранизких частот, весила она 33,5 килограмма. Стрелочные индикаторы и по сегодня присутствуют в аппаратах Accuphase, к сожалению, цена их сегодня стала столь же большой, как и сами стрелочки.

2. Technics SE-A5000

Первая версия в ряду замечательных SE-A7000 и SE-A100. Последующие итерации отличались от нее небольшими внутренними и внешними модификациями, а SE-A100 так и вообще представляет собой идентичный компонент, только с черной передней панелью. Традиционно для усилителей фирмы этого периода, аппарат отличается самым большим среди всех конкурентов окном для стрелочных индикаторов выходной мощности. Золотистая подсветка превращает прослушивание Technics SE-A5000 в затемненном помещении в настоящий спектакль. Технические характеристики следующие : мощность 200 Ватт на 6 Ом, демпинг-фактор 120 единиц, вес – 34 килограмма.

1. McIntosh MC2300

Классический усилитель 1970-х годов положил начало незабываемому и легендарному дизайну аппаратуры компании McIntosh. Этот дизайн настолько пришелся по сердцу аудиофилам, что я лично знаю одного из них, у которого неисправный усилитель американской фирмы работает в качестве декорации в системе, освещая комнату голубым светом из окошек с индикаторами. А музыку играет совсем другой аппарат. Модель McIntosh MC2300 появилась на рынке в 1971 году и просуществовала в практически неизменном виде до 1980 года. Ее использовали не только аудиофилы в своих системах, но даже профессиональные музыканты на концертах. В частности, однажды несколько таких усилителей помогли Grateful Dead озвучить свои выступления на фестивале Watkins Glen Summer Jam в 1973 году. Для своей эпохи это был весьма дорогой аппарат, к тому же весил он 58 килограммов и развивал мощность до 300 Ватт в стерео и до 600 Ватт в монофоническом режиме. Ультимативный усилитель «со стрелочками».

Денис Репин

12 сентября 2018 года

www.hi-fi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о